3ptih (3ptih) wrote,
3ptih
3ptih

Кто такие православные активисты?

56.38 КБ
Фото Юлии Малыгиной.

В последнее время российские СМИ взяли в оборот новое устойчивое словосочетание. Термин этот "православные активисты". Хочется как следует разобраться, кто это такие, какое отношение они имет к православию, и в чем заклчается их активизм, ибо в стране, где около 75% населения имеют отношение к православию, пусть даже это заключается лишь в том, что они были крещены в детстве, время от времени заходят в храм и красят яйца на Пасху, люди, претендущие на то, чтобы являться активным звеном и выразителями идей самой многочисленной конфессии, должны иметь и действительно имеют определенное влияние в обществе. При этом, надо понимать, что взгляды т.н. "православных активистов" могут не совпадать как с официальной позицией РПЦ(МП), так и со взглядами той части населения России, которая относит себя к православию, среди которой надо сказать, встречаются самые разные люди, например, ваш покорный слуга, а также солистки группы Pussy Riot, которые не жалуют руководство РПЦ(МП), терпеть не могут т.н. "православных активистов", но при этом называют себя православными, ничуть не сомневаясь, что имеют на это полное право.



Так кого же называют "православными активистами"? Обычно эта идиома появляется в СМИ и блогах для политкорректного обозначения людей, которым, вообще говоря, куда больше соотвествует определение "религиозные фанатики", "мракобесы", часто "черносотенцы". Если кому-то эти слова кажутся неприличными, можно называть этих товарищей по принадлежности или идейной близости к определенным группировкам: "Народный собор", "Союз православных хоругвеносцев", "Союз православных братств", "Союз русского народа" и т.п. Вы уже заметили эту претензию на общеруссконародность и общеправославность? То-то же. Если учесть, что представители оных организаций бывают замечены журналистами либо при попытке погрома, либо на акциях, целью которых явлется пропаганда ненависти и нетерпимости к кому-нибудь (зачастую тоже русским и православным), становится понятно, что к православию как к национальной религии или системе ценностей, или совокупности традиций, или  даже к религиозной организации РПЦ(МП), равно как и другим православным церквям, "православные активисты" если и имеют какое-то отношение, то весьма отдаленное, и называть их "православными", имея при это в виду идеологию, коей руководствуются представители этих организаций, неправильно. Требуется анализ их идеологии и точное ее определение, не содержащее при этом заведомо негативного отношения к предмету.

Разгадка проста - идеологией "православных активистов" является самый настоящий , то есть, система воззрений, объявляющая основой (фундаментом) человеческой жизни и взаимоотношений в общесве религиозную догму и ставящая ее важнее всего остального: правовой системы, действующей в стране, прав и свобод человека, общечеловеских ценностей, принципов гуманизма и др. Таким образом, "православных активистов" было бы правильнее и точнее называть "православными фундаменталистами", ибо в своей деятельности они руководствуются строками из писаний и религиозными нормами и именно ими оправдывают свои погромы и свою ненависть.

Что же такое православная норма? Здесь все становится совсем интересно: источниками правосланых норм и канонов являются как Библия (и Новый завет, и Ветхий),  так и : Символ веры, правила вселенских соборов и писания святых отцов, являющиеся, как правило, толкованиями Библии, Символа веры, правил и других святых отцов, и разъясняющие, как стоит понимать то или иное место в Предании. Чтобы не читать все это, нормы, собираются в некий катехизис, который, получает название и издается с благословения церковного руководства. Таким образом, "Закон Божий" является сборником основ и норм православия, отвечающих на все важные вопросы и актуальных на данный момент, с точки зрения руководства РПЦ(МП).

Здесь возникает вопрос: а являются ли положения Священного Писания и Предания, не вошедшие в "Закон Божий", источниками норм православия? Разумеется, являются: это же СВЯЩЕННОЕ Писание и Предание! Именно этим фактом и пользуются православные фундаменталисты!

Если учесть, что Библия писалась на протяжении около 1500 лет неопределенным количеством авторов, живших в разные эпохи, говоривших на разных языках, живших в разных государствах и исторических условиях и имевших самые разные взгляды на жизнь, а после этого еще неоднократно переписывалась и переводилась, неудивительно, что она противоречит сама себе много раз. Если воспринимать ее как литературный памятник и исторический источник сомнительной достоверности - все нормально, а вот если как нормативный документ - сами понимаете. Что касается Священного предания, то за почти 2000 лет существования христианства и за 564 года существования РПЦ было написано столько тесктов, что в них можно найти как утверждение, равно и опровержение чего угодно, особенно, если вырывать фразы из контекста (в том числе и исторического), как это обычно и делается для обоснования некоего утверждения с помощью священных текстов.

В самом деле, если задаться такой целью, можно без особого труда составить десятка три катехизисов, которые ничем не будут напоминать друг друга, кроме слов "Закон Божий" на обложке. При этом, каждый из них может попутно нести абсолютно любые идеи: от утверждения преввосходства однополых браков над  разнополыми до призыва к полному истреблению всех, кто не является православным фундаменалистом, к примеру. Такие катехизисы с  Божьим именем на обложке могут служить оправданием любым идеям и деяниям, в том числе, и откровенно преступным. Собственно  это и происходит на протяжении всей истории человечества с тех пор, как существуют священные тексты в достаточном количестве.

43.97 КБ

Впрочем, чтобы не уходить в текстовые дебри, давайте вспомним, с кого христианство (в том числе, и православие) начиналось: с Иисуса из Назарета, который вообще-то учил любви к ближнему, учил прощать чужиее ошибки и понимать непохожих, не имел имущества больше, чем можно унести на себе и гонял торговцев из храма. В Евангелиях приведено  вполне достаточно высказываний лично Иисуса Христа, чтобы понять, что христианское отношение к людям подразумевает любовь и терпимость, готовность помочь, простить и понять. В таком случае, к чему бесконечное копание в текстах святых отцов, если копающиеся забыли главное: Бог есть любовь (а не пропаганда ненависти). К чему бесконечное цитирование многими любимой книги Левит, если сам цитирующий не может соблюдать даже Десять заповедей, а зачастую и других призывает их нарушать?

Итак, Бог есть любовь. А христианство, в том числе и православие - религия, основой которой является любовь к ближнему, неравнодушие, взаимопомощь и толерантность (верится с трудом, правда?). Поэтому названия "православные активисты" по праву заслуживают отнюдь не погромщики-фундаменталисты. гораздо больше оно подходит бесчисленным волонтерам и активистам благотворительных православных организаций, занимающихся помощью беддным, больным и обездоленным, а также бесчисленным церковным старостам, организаторам воскресных школ и активным прихожанам, каждый день старающимся сделать жизнь людей, живущих в пределах их прихода, немного лучше и в духовном смысле, и в материальном. Вот это - православные активисты, против активизма которых, думаю, ничего не имеет ни один человек, считающий себя православным.

65.14 КБ

50.12 КБ
На фото дети под присмотром активных прихожан занимаются в художенной мастерской и спотрзале при сельской воскресной школе. Фото


А тем, с кого эта статья начиналась, имя: погромщики, мракобесы, черносотенцы, религиозные фанатики, пропагандисты ненависти. Если уж совсем точно и политкорректно - православные фундаменталисты. 



Текст Павла Самбурова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment